Язык сайта
Старинные марши

Audio clip: Adobe Flash Player (version 9 or above) is required to play this audio clip. Download the latest version here. You also need to have JavaScript enabled in your browser.

Статистика
free counters

Логин

54мм  литье,акрил

 

27 января 1904 года началась война, а уже 7 февраля было объявлено о мобилизации оренбургской льготной казачьей дивизии в составе 9, 10, 11, 12-го казачьих полков. Среди оренбургских казаков царило приподнятое предмобилизационное настроение, многие добивались внеочередного отправления в действующую армию.
Оренбургская казачья дивизия состояла из двух бригад. В первую бригаду вошли 9й и 10-й казачьи полки, сформированные из казаков Наслединской, Верхнеуральской, Великопетровской, Михайловской, Уйской и других станиц, 2го и 3го военных отделов. Бригадой командовал генерал-майор Толмачев. Во вторую бригаду вошли 10 и 12й казачьи полки. Самостоятельную боевую единицу составил 1й Оренбургский казачий полк2. 20 апреля 1904 года состоялись проводы дивизии на фронт. Вслед за льготной дивизией было переброшено на фронт еще несколько частей войска и всего в боевых действиях против японцев приняло участие более 160 офицеров и 4700 казаков Оренбургского войска. Первыми 31 мая 1904 года в действующую армию прибыли сотни 11го ОКП в район станции Ташичао. Многие казаки-офицеры, состоявшие в комплекте оренбургских казачьих полков воевали в составе частей Сибирского, Амурского казачьих войск.
Первые крупные бои, в которых участвовали оренбургские казаки произошли в июле 1904 г. под Дашичао и в ходе Ляолянского сражения 13—25 августа. Так, 1й ОКП входил в корпусную группу генерал-лейтенанта Случевского и занимал оборону между деревнями Сычаню и Мадефань. В охранении правого фланга 2й маньчжурской армии находилась 2я Оренбургская казачья бригада, входившая в группу генерал-майора Грекова. В Мукденском сражении Оренбургская бригада вообще не действовала как самостоятельная единица, она была распределена между корпусами армии и использовалась, в основном, для охраны штабов и обеспечения связи. Это возможно и явилось причиной тяжелого поражения русских войск под Мукденом. Дробление кавалерийских частей привело к тому, что командование не смогло своевременно собрать силы для оказания помощи 1й армии, для развития успеха и перехода в общее наступление. Поражения, которые следовали одно за другим, привели, в конечном счете, к подписанию позорного для России Портсмутского мира, однако винить в этом солдат и казаков нельзя. В ходе боев оренбургские казаки остались верны своим боевым традициям. Так, уже в первых боях отличились младший урядник 12го Оренбургского казачьего полка Иван Скрыпов и казак Андрей Смолин, они были награждены Георгиевскими крестами IV степени. Это было одним из первых награждений в русско-японскую войну, причем не только среди кавалеристов. Как сражались казаки ярко показывает пример с подъесаулом 12-го ОКП Николаем Печенкиным. Так, 12 ноября 1904 года он был награжден орденом Святой Анны IV степени с надписью «За храбрость», 18 ноября — Святой Анны III степени, с мечами и бантами, а 23 ноября — Святого Владимира IV степени, с мечами и бантами, а также два ордена получил его однополчанин — хорунжий Владимир Плотников7.
Таких примеров за годы войны было немало.
Российская конница, и казачья в частности, на Дальнем Востоке имела значительное количество соединений, но свои лучшие боевые качества — мобильность, маневренность, набеги и глубокие рейды — казачьи части в войне показать не сумели. Вот что писали газеты того времени о действиях 1го ОКП.
9 июля 1904 года полк собрался у Анпина и вместе с Терско-Кубанским полком составил конницу Восточного отряда под начальством генерал-майора Грекова. Однако о лихих конных атаках, которым учили в мирное время, пришлось забыть. В основном, приходилось действовать пешком.   Более того, по прибытии в действующую армию казачьи дивизии дробились на мелкие части и использовались, в основном, для разведки, связи, охраны штабов и других вспомогательных действий.
Так, Оренбургская казачья дивизия была расчленена еще до прибытия на фронт, так как 9й ОКП был направлен во Владивосток и соединился с дивизией только после войны. В этом и заключается причина того, что лучшие качества казачья конница не смогла реализовать в ходе русско-японской войны, но в этом нет вины самих оренбургских казаков, честно выполнивших свой долг перед Отечеством.